Памятка предпринимателю
10-06-2019
262 Просмотров

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей?

Проблема при проведении проверок общественными организациями хорошо известна и заключаются она в том, что некоторые общественные организации вместо защиты интересов потребителей занимаются тем, что под различными предлогами стараются получить от предпринимателей денежные средства, т. е. занимаются поборами. Действия таких организаций, специально созданных и направленных на извлечение прибыли, подрывают авторитет всего потребительского сообщества и самого института общественного контроля. Вместе с тем общественный или, как его еще называют, гражданский контроль необходим и является законным инструментом защиты в данном случае потребительского рынка от противозаконных действий недобросовестных предпринимателей, реализующих опасные для здоровья и жизни граждан товары и услуги.

Общественные объединения потребителей представляют собой добровольные некоммерческие объединения граждан для реализации общих целей по защите прав потребителей. Чаще всего они создаются в форме общественных организаций по защите прав потребителей. Они не являются уполномоченными контролирующими органами государственной власти и перечень их прав ограничен законом.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При осуществлении общественного контроля представители объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Основания для проведения проверки общественной организацией.

Основанием для проведения проверки является решение руководителя организации, изложенное в форме направления (поручения).

В направлении (поручении) должно быть указано:

  • название общественной организации, проводящей проверку;
  • основание для проведения проверки (ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
  • ф.и.о. всех проверяющих (обычно не менее двух человек);
  • название, адрес и профиль деятельности организации, которую проверяют;
  • срок действия направления на проверку;
  • подпись руководителя и печать общественной организации.

Общественные организации не являются субъектами государственного контроля, а потому не имеют право ссылаться на нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Как встретить проверяющих?

Не препятствовать проходу проверяющих в помещения общественного назначения. Проверить наличие направления о проведении проверки и документы, подтверждающие личность проверяющих (паспорт или документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации). По возможности, сделайте фотокопии представленных документов. В присутствии проверяющих свяжитесь по телефону с руководителем общественной организации для уточнения полномочий проверяющих. После получения подтверждения от руководства предоставить возможность проверяющим провести проверку только в рамках их полномочий.

Проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций (http://minjust.ru/nko/predostavlenie_informacii).

Желательно вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих, а также получить с них расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки.

Сотрудник общественного объединения потребителей при проведении проверки

ИМЕЕТ ПРАВО

НЕ ИМЕЕТ ПРАВО

1.проверить наличие и доступность обязательной информации об объекте проверки, режиме его работы, предлагаемых товарах, работах, услугах;

2.получить информацию (об изготовлении товара, о соответствии товара тем или иным стандартам, о потребительских свойствах товара, правил безопасного пользования товаром, гарантийном сроке на товар, сроке службы и сроке годности товара, цене и условиях приобретения товара).

3.проверить наличие, доступность книги отзывов и предложений;

4.проверить правильность оформления ценников;

5.проверить факт выдачи кассовых и/или товарных чеков, квитанций потребителям;

6.проверить наличие и доступность контрольного измерительного оборудования;

7.проверить возможность в наглядной и доступной форме ознакомления потребителей с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания;

8.осмотреть товары в присутствии продавца;

9.проверить наличие сертификата качества на товар или их надлежащим образом заверенных копий, или иных заменяющих сертификаты документов (при этом продавец просто показывает, но не отдает документы);

10.проверить соблюдение режима работы предприятия;

11.проверить порядок размещения товаров (недопущение соседства несовместимых товаров).

1.заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок, как на рынке, так и в магазине;

2.изымать документы и товары;

3.требовать предъявления субъектами малого предпринимательства трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;

4.проверять наличие документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений органа государственного пожарного надзора;

5.проверять соблюдения санитарных норм и правил;

6.проверять правильность применения контрольно-кассовых машин;

7.проверять наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю;

8.проводить контрольные закупки;

9.проводить изъятия для проведения анализа продукции;

10. давать правовую оценку акцизным маркам на товарах;

11. давать правовую оценку сертификата качества на товар или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификатов документов.

Представитель проверяемой организации (продавец, менеджер, директор) вправе устранить выявленное нарушение прямо во время проведения проверки.

Оформление итогов проверки.

В день проведения проверки представитель общественной организации обязан составить акт о проведенной проверке. Единая форма акта законом не установлена.
В акте о проведении проверки указывается:

  • название и адрес проверяемой организации;
  • ф.и.о. всех присутствующих при проведении проверки;
  • время начала и окончания проверки;
  • выявленные нарушения (со ссылкой на статьи закона и иных нормативных актов);
  • отметки об устранении нарушений в ходе проверки.

Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в проведении проверки. Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться с актом. Представитель проверяемой организации (продавец, менеджер, директор) имеют право внести свои письменные замечания и объяснения в акт проверки или приобщить их к акту.Один экземпляр акта обязательно должен быть передан лицу, представляющему проверяемую организацию под роспись. В случае его отказа от подписи представитель проверяющей организации делает соответствующую запись в акте.

Во время проведения проверки, либо после подписания акта представители общественной организации не вправе требовать с проверяемой организации оплаты услуг юристов или проверяющих; рассматривать нарушения в порядке административного производства, составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать различные штрафы и назначать иные административные наказания.

Советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей их корректировки и дополнения; в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового; не предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Проверка закончилась, что дальше?

Поблагодарите проверяющих за указанные недостатки при проведении проверки. Если в ходе проверки были выявлены нарушения прав потребителей, то желательно в кротчайший срок исправить имеющиеся нарушения и проинформировать об этом общественное объединение потребителей (путем направления письма в адрес данной организации).


Управление по потребительскому рынку и сельскому хозяйству

Поделиться:
icon icon icon icon icon icon icon icon icon icon icon icon icon instagram-symbol video