В России уже несколько лет действуют пилотные проекты по маркировке разной продукции. Многие группы после тестирования и обкатки системы перешли в разряд товаров, подлежащих обязательной регистрации. Среди них к концу 2020 года оказались обувь, лекарственные препараты, часть текстиля, парфюмерия и шины. Согласно принятым постановлениям, с 2021 года их продажа без DataMatrix-кода на этикетках будет вне закона.
Экспериментальные группы для мониторинга в 2020-2021 году работают в сегменте молочной продукции, кресел-колясок и курительных смесей.
Список товаров, попадающих под обязательную маркировку с 2021 года
Одежда
- Одежда из кожи.
- Женские или детские блузки, блузы, блузоны из трикотажа ручной и промышленной вязки.
- Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки и ветровки для мужчин и женщин, для мальчиков и девочек.
- Постельное белье, столовое белье (скатерти, различные салфетки), кухонные полотенца, полотенца для тела и лица.
Уже с 1 января 2021 года нельзя будет продавать немаркированные товары из перечисленных категорий. Остатки, которые не успели реализовать до начала года, нужно успеть промаркировать до 1 февраля.
Шины и покрышки
До 15 декабря 2020 года под обязательную маркировку попадают шины и покрышки, ввезенные в РФ после 1 октября 2020 года.
Продукцию, поступившую в оборот до 1 ноября 2020 года, нужно успеть внести в систему и снабдить кодами Датаматрикс до начала марта 2021 года.
Духи и туалетная водаПродукцию, поступившую в оборот до 1 октября 2020 года, можно будет продавать до конца сентября 2021 года. То есть склады и магазины ещё способны успеть распродать остатки.
А вот все новые товары, которые выпустили на заводах и ввели в оборот, с осени 2020 года уже обязательно должны быть снабжены кодами и занесены в систему.
С сентября 2021 года абсолютно вся парфюмерия будет промаркирована, а продажа в обход системы станет считаться противозаконной и облагаться штрафами.
Главное о регистрации товаров в ГИС МТ
Кто должен заносить товары в единую государственную информационную систему
- Производители (если промышленные объекты находятся в РФ).
- Импортеры (для продукции, ввозимой через государственную границу России).
- Комиссионеры (товары, полученные от физических и юридических лиц после заключения договора комиссии).
- В случае с остатками этим занимаются оптовые компании и розничные магазины.
Что нужно для работы с маркировкой
- Завести для компании учетную запись на сайте «Честный знак». Предварительно, если нет, получить электронную подпись.
- Передать информацию о партии товара оператору с целью внесения в базу.
- Заказать коды DataMatrix на товары (могут быть сформированы поштучно на каждую единицу и в виде универсальных передаточных документов на партию).
- Промаркировать продукцию: нанести коды непосредственно на товар или упаковку, наклеить этикетки, сделать бирки (и прочие способы).
- Поставить и настроить двухмерные сканеры для считывания кода. Оборудование понадобится на приёмке и в кассовой зоне.
- Обновить программное-обеспечение для онлайн-кассы, чтобы она корректно распознавала 2D-коды и передавала данные в систему через Оператора фискальных данных.
- Отладить процессы приемки, продажи и возврата маркированных товаров, обучить сотрудников.
Штрафы за нарушение маркировки
С 2019 года в нашей стране действуют санкции за нарушение правил маркировки, их размер отражён в статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях.
Если маркировка на товарах отсутствует:
— от 2 до 4 тысяч руб. для граждан;
— от 5 до 10 тысяч руб. для директора, бухгалтера и прочих должностных лиц;
— от 50 до 300 тысяч руб. для компаний или ИП.
Если маркировка неверная или нет всей требуемой по закону информации:
— от 5 до 10 тысяч руб. для индивидуальных предпринимателей;
— от 50 до 100 тысяч руб. для юридических лиц.
Во всех случаях продукцию конфискуют.
За нарушения (в основном в сфере алкоголя и табака) при особо крупном размере продажи может наступить уголовная ответственность.